Воскресенье, 24.11.2024, 10:13
Ваш статус на сайте: Гость |
Русский English | Регистрация | Вход
 
Меню сайта
Разделы новостей
Новости
наши новости
На модерации
присланные материалы
Наш опрос
Как вы считаете, достойно ли оплачивается труд пожарных?
 
Всего ответов: 507
Начало » 2012 » Апрель » 27 » Артем Аветисян, Объединяет нас то, что мы предприниматели по духу
Артем Аветисян, Объединяет нас то, что мы предприниматели по духу

Артем Аветисян, Объединяет нас то, что мы предприниматели по духу

Артем Аветисян, АСИ: «Объединяет нас то, что мы предприниматели по духу»

17.04.2012 РБК daily

Агентством стратегических инициатив управляют четыре директора, каждый из которых отвечает за свое направление. АРТЕМ АВЕТИСЯН возглавляет направление «Новый бизнес» . Ему приходится часто выступать перед бизнесом в роли информатора о мерах господдержки, а также в качестве медиатора: сажать за один стол предпринимателей и чиновников, чтобы выработать взаимовыгодные правила игры. Можно ли выстроить отношения между представителями двух лагерей так, чтобы никто не проиграл? Ответ на этот вопрос он дал главному редактору РБК daily ПЕТРУ КИРЬЯНУ.

— Как вам работается сейчас, когда происходят серьезная ротация чиновников федерального уровня, обновление губернаторского корпуса, ожидаются серьезные перестановки в кабинете министров? Это как-то сказывается на деятельности АСИ?

— Нет. Агентство стратегических инициатив — это неполитическая организация, мы не партия. Глава правительства Владимир Путин, выступая в первый раз с идей создания АСИ в мае прошлого года, четко обозначил нашу основную задачу: быть площадкой между бизнесом и властью. Именно поэтому директора агентства — люди, у которых нет опыта работы в государственных структурах, зато есть опыт создания собственного бизнеса, а самое главное — понимание основных проблем, с которыми сталкивается практически любой бизнесмен. В том числе проблем незнания или недоступности информации об инструментах господдержки.

В последнее время создано очень много таких инструментов. Это и институты развития, и различные федеральные целевые программы. Поддержка идет и на федеральном уровне, и на региональном, и на муниципальном. О них надо рассказывать, и бизнес должен о них знать.

— И АСИ для бизнеса выступает проводником по этой части?

— Более того, мы уже формируем свод всех мер поддержки, которые существуют в государстве. Я часто бываю в регионах, встречаюсь с предпринимателями. Они подробно рассказывают о своих проблемах. Говорю: а вы в курсе, что есть такая-то программа поддержки или внесены новые поправки в законодательство, позволяющие существенно быстрее решить ваш вопрос? Очень часто слышу: нет, не знаем, не в курсе.

— На ваш взгляд, нужна некая памятка для предпринимателя?

— Если бы издание одной памятки позволило решить все проблемы... Я говорю об умении строить правильную коммуникацию. Потому что предприниматели не всегда могут найти с властью общий язык. Многие бизнесмены, которые хотят начать что-то новое, сегодня не торопятся с новыми идеями и говорят: «Ну вот сейчас мы начнем, и неизвестно, через сколько лет у нас будет получено разрешение на строительство... А как будет здесь с подключением к сетям? Мы лучше уедем и вложим деньги за границей». И многие уезжают, это правда. Лично моя задача, чтобы предпринимателям было интересно, чтобы они вкладывали в страну, чтобы они хотели развиваться. АСИ не просто проводник, оно где-то может административно поддержать и помочь с решением конкретных вопросов вплоть до изменения законодательства. Например, внести поправки в старый техрегламент.

— То есть вы ставите такой вопрос перед профильным министерством, я правильно понимаю?

— Формально задачи такого уровня ставит наблюдательный совет АСИ, который, я напомню, возглавляет Владимир Путин. Но вся подготовительная работа, безусловно, в зоне ответственности моей и моих коллег.

— А в чем именно заключается подготовительная работа? Это не секрет?

— Не секрет, более того, мы максимально открытая структура. Нельзя принести проект и лично передать его мне или кому-то из коллег и попросить помочь. Нельзя его также прислать по почте или отправить на электронный адрес.

— Бывают такие случаи?

— Обращаются. Но ответ на подобные обращения один: все через официальный сайт АСИ. Там необходимо заполнить определенную форму, а дальше проект рассматривается на соответствие необходимым критериям. И если начальные формальности пройдены, то заявка поступает в работу.

Критерии отбора проектов у нас также опубликованы на сайте. Они понятны. Проект должен быть в первую очередь окупаемым, пусть и не за короткий срок. Это должен быть рентабельный проект. Во-вторых, он должен быть инновационный, но это не обязательно должна быть уникальная разработка — это может быть трансферт технологий из-за рубежа. Проект может быть социально значимый, экспортно ориентированный или направленный на импортозамещение.

До того как мы начинаем комплексную экспертизу проекта, мы организуем экспертный совет, который регулярно собирается в агентстве. Несмотря на то что лично я не всегда согласен с мнением экспертов, менеджмент не влияет на принятие решений. После того как экспертный совет отобрал проект, мы делаем его комплексную экспертизу, например более подробно техническую или маркетинговую экспертизу, если она требуется. Во Внешэкономбанке создан специальный департамент, который нам в этом помогает.

После этого проект выносится еще раз на экспертный совет, где определяются меры поддержки.

— Которые будут отражены в протоколе ближайшего наблюдательного совета?

— Не всегда. Есть примеры, где просто само обращение в агентство уже позволило предпринимателям решить проблемы. Например, предприятие по выпуску современного электроинструмента. Заводы инициатора проекта уже есть и в Европе, и в Китае. Он решил увеличить производство и перенести его на российскую площадку. И было сложно наладить коммуникацию с крупной государственной компанией, которая владела заводом в России, на базе которого планировалось расширение производства. Как только инициатор проекта начал работать с агентством, диалог пошел существенно быстрее.

— Есть какой-то проект, за которым вы лично с интересом следите?

— Все проекты интересны по-своему. Но есть долгие истории: создать систему утилизации резины или разработать схему ГЧП, чтобы без увеличения тарифов поменять в ЖКХ металлические трубы на пластиковые. Такие начинания очень сложны, требуют много времени, привлечения большого количества министерств и ведомств.

— Я правильно понимаю, что работа в АСИ для вас — это продолжение, уже с другого бока, того, что вы делали по консалтинговому бизнесу?

— Я предприниматель, создал консалтинговую компанию, которой в декабре этого года будет 15 лет. И безусловно, все эти годы я работал с предпринимателями и различными проектами. И мы с коллегами, которые за это время стали признанными специалистами в своей сфере, помогали их структурировать, делали оценку бизнеса и проекта, привлекали финансирование. Когда ты работаешь и занимаешься своим бизнесом, у тебя основная задача — развитие компании, ее капитализация.

А Агентство стратегических инициатив — это некоммерческая организация, и речь идет о том, простите за пафос, что мы поддерживаем бизнес, помогаем ему, но взамен ничего не просим и выгоды лично для себя не ждем. Рассчитываем при этом, что предприниматели, которым мы помогаем и поддерживаем их проекты, будут готовы какое-то время тратить на то, чтобы участвовать в решении проблем не только своей компании, но и страны. Я сейчас говорю о национальной предпринимательской инициативе.

— Что это за инициатива?

— Это улучшение инвестиционного климата в России, грубо говоря, упрощение процедур ведения бизнеса в стране. Упрощение, ускорение, удешевление. В рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия по инвестиционному климату пока на 120-м месте. Поставлена задача за срок пять—десять лет вывести Россию в двадцатку ведущих стран.

Мы разбили проблему на отдельные проекты. Сейчас их уже около 22, но перечень неисчерпывающий.

Например, инициатива по упрощению процедур получения разрешения на строительство. По этому показателю мы на 178-м месте. Чтобы выйти на площадку сегодня, надо пройти 51 процедуру, втрое больше, чем в среднем по миру. Значит, надо сократить их число к 2020 году до 11. Агентство само решения не принимает, но координирует работу. Новизна подхода в том, что возглавляют рабочую группу предприниматели. Возьмите вопросы таможенной службы: там и профильные министерства, и ведомства, но возглавляют группу люди из бизнеса. Это впервые в российской практике.

— Предпринимателям удается наладить диалог в рамках своей рабочей группы?

— Судя по работе — да. Но замечу, дискуссии бывают очень напряженные. Иногда едва на личности не переходят, что, согласитесь, отчасти свидетельствует, что стороны ведут не формальные разговоры, а действительно заинтересованы в качественном итоге своей работы. Главное, что в группах собраны предприниматели с активной гражданской позицией. Они понимают, что чем лучше инвестклимат в стране, тем выше капитализация их бизнеса. Мы также используем метод краутсорсинга: по одной инициативе привлекли к общественной дискуссии 600 человек, по другой — 800.

— Это все предприниматели?

— И предприниматели, и пользователи, например таможни. В наших группах часто работают те, чьи проекты мы поддерживаем, потому что им это интересно. Те же девелоперы разбираются в стройке лучше меня и знают все о ней. И конечно, свой опыт хотят передать, поделиться. Раньше мы часто слушали доводы чиновников, теперь у нас оценка практиков.

По инициативе «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» мы уже закончили дорожную карту. Вынесем ее на наблюдательный совет, если она будет утверждена, начнем внедрение. Речь не о каких-то абстракциях. Возьмите дорожную карту: в ней заложено нормативное снижение стоимости техприсоединения к сетям к 2020 году в 100 раз. Двухэтажный склад мощностью 140 киловольт-ампер сегодня можно подключить за 6 млн руб., что, согласитесь, немало. Через восемь лет это должно стоить чуть больше 50 тыс. руб.

— То есть в этом в принципе ваше отличие, я так понимаю, от «Сколково» и «Роснано», которые занимаются более целевыми проектами.

— «Сколково», «Роснано» — это наши партнеры. «Сколково» — инкубатор, где выращивается проект, с которым предприниматель может прийти в агентство. И агентство уже поможет ему тиражировать этот проект. В этом наше отличие.

Мы также занимаемся внедрением стандартов инвестиционной привлекательности регионов. Пока в нескольких пилотных регионах. А если опыт будет удачен, в чем я не сомневаюсь, то стандарт можно тиражировать по всей стране.

— Помните день или неделю после начала работы, когда по вашему направлению стали приходить письма и обращения с предложениями?

— Еще до того, как мы приступили к работе, на сайт создаваемого агентства было подано около 1000 заявок. И дальше, когда я участвовал в конференциях, в различных мероприятиях, ко мне очень много людей подходило с идеями и вопросами. Было много сырых идей, интересных венчурным инвесторам. Были и более продвинутые проекты. Я уже говорил о некоторых критериях отбора. Отдельно остановлюсь на одном из главных: мы не занимаемся проектами в начальной стадии. Инициаторам необходимо хотя бы 10% доли собственных средств.

Мы уже заключили соглашения со Сбербанком, ВЭБом, МСП-банком, Россельхозбанком, банком «Глобэкс». Переговоры с ВТБ в процессе. Из западных организаций с АСИ работают Райффайзенбанк и бельгийский Абсолют Банк. Для них 10% собственных средств мало для кредитования. Более того, не все проекты готовы выдержать кредитную нагрузку в 90%, к ним бывают претензии по качеству. Банки не будут менять критерии оценки, поэтому есть потребность в поиске инвестора и работе с инвестфондами. У меня в планах на питерском форуме как раз с десятком таких фондов подписать соглашение о сотрудничестве, чтобы они вкладывались в проекты. Для них это минимизация рисков в определенной степени, потому что они знают, что этот проект поддержан АСИ, на всех стадиях его реализации он мониторится, а административные препоны будут сняты.

— Говоря о банках и качестве проектов, вы что имели в виду?

— У компаний есть проекты с отлагательными условиями, где основанием для кредитования является снятие одного административного барьера, о котором я говорил. Банки говорят: мы профинансируем проект, если будет, допустим, подключение к энергосетям. Не говоря уже об облегчении доступа среднего бизнеса, например, к рынку поставок и обслуживания компаний с государственным участием.

— А как им получить доступ?

— В декабре 2011 года мы получили от трех монополий — РЖД, «Почты России» и ФСК ЕЭС согласие на пилот по увеличению доли среднего бизнеса в закупках услуг и подрядах. Тогда же, как только появилась национальная предпринимательская инициатива, это начинание легло в основу одного из проектов, который называется «Расширение доступа к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».

Что можно здесь делать? Можно дробить конкурсные лоты, увеличивать срок контракта. Если у тебя всего лишь годовой контракт по производству инновационных проводов для ФСК ЕЭС, кто тебе даст кредит под новое производство? Какой средний бизнес туда пойдет? Никакой. Ведь ты должен построить завод полностью на свои деньги. А если у тебя пяти-семилетний контракт, то ты вложил часть своих средств, на остальное взял кредит и выстроил нормальную работу.

— Не знаю, как вы, а журналисты с интересом смотрят, заработает или нет «большое правительство». Агентство видит себя как некоего партнера, а может быть, даже участника этой структуры?

— Некоторые из моих коллег участвуют в группе по конкуренции. Но вообще лично мое мнение такое: мы, агентство, — коммуникатор. И готовы сотрудничать и быть партнерами совершенно с разными структурами и организациями, лишь бы они вместе с нами были нацелены на поддержку предпринимателей.

— Вы сколько лет себе отводите на работу в этом направлении и на достижение результата?

— Каждый директор назначен на четыре года. Для меня очень важна реализация тех задач, которые поставлены в рамках направления «Новый бизнес». Важно наладить весь процесс. Он уже идет: работает экспертный совет, идет отбор проектов, проводится экспертиза. Но это должно работать как часы. А об эффективности нашей работы судить уже предпринимателям.

— С другими директорами часто удается обсудить, как что идет?

— Мы работаем вместе, обсуждаем различные вопросы, совместные действия, координацию. У нас есть проекты, содействие которым необходимо по линии разных направле¬ний АСИ.

— Четыре директора. Каждый из вас с разным жизненным и профессиональным опытом. Вы раньше как-то пересекались и сложно ли эффективно работать друг с другом?

— Раньше никто из нас друг с другом знаком не был. Все директора — профессионалы в своих сферах. В этом и есть драйв, энергетика агентства. Мы быстро нашли общий язык, потому что мы все разные, а объединяет нас то, что мы предприниматели по духу.

Категория: На модерации | Просмотров: 915 | Добавил: agru
Искать в сети

Спроси у Яndex:

Календарь новостей
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск по новостям
Друзья сайта
running by sergeiru © 2009